Персональный сайт Ерофеева Н.Н.

Профессия - конструктор

Инженер-конструктор-механик, доцент, кандидат технических наук, изобретатель, переводчик предлагает:

Разработка, компьютерная презентация и промышленное изготовление нестандартного оборудования
Лекции и репетиторские занятия по механике
Перевод и адаптирование англоязычной технической документации

Главная

Наши услуги

Предлагаются разработки (и не только)

Выполненные проекты

Скачать для работы

А вы точно конструктор?

Инструментарий конструктора

Отвечаю на вопросы

Проверьте свою эрудицию

Рисуночек-проставочка

Как меня найти

Ерофеев Николай Николаевич

Телефон
+7-911-224-05-24

e-mail:
unimech собака yandex.ru,

unimech собака 37.com
Мой ICQ № 567159914
*

Санкт-Петербург

Логотип

Рукопожатие

Инструментарий конструктора

Вкладки
Вентилятор и Эйфелева башня

Нет ничего практичнее хорошей теории
( Л. Больцман)

Все ваши теории – это… теории.
А на практике всё по-другому.
Опыт ничем не заменишь!
( Все троечники всех времен и народов)


А мы и не будем опыт ничем заменять. Более того, без опыта порой в конструировании не обойтись. Только речь, конечно, не о том опыте, которым на словах богаты все, кто упрятал подальше дипломный вкладыш с оценками. Речь – об эксперименте.
К сожалению, человеческая мысль пока не всесильна и создать точную теорию всех процессов не может. Увы, до сих пор нет адекватного описания процессов, происходящих в сыпучих телах. В широкой полемике рождаются уравнения теории упругости и колебаний. Двигателестроение, теплопередача, гидравлика, вентиляция, взрывотехника – вот далеко не полный перечень тех отраслей, где формулы, казалось бы, есть, а результат – на радость троечнику. Поэтому и существуют автоматы, которые сутками, месяцами хлопают дверью вновь созданной легковушки, испытывая замок, или гнут подошву нового ботинка. Без таких экспериментов, на уже созданном объекте, пока не обойтись.
Я же попытаюсь рассказать о тех опытах, которые не требуют разрушения уже созданной вещи. О тех опытах, которые часто облегчают и удешевляют конструирование, помогают выбрать оптимальные размеры, назначить требуемые технические характеристики. О тех опытах, которые проводятся на дешёвой модели, и без которых иногда просто непонятно, с чего начинать…Речь – о теории подобия и анализе размерностей. Изумительно изящный, простой и подкупающий всесильностью математический аппарат.

Представьте себе встречу двух старых знакомых. Один восклицает:«Ты похудел! Сколько весишь-то?». «Скинул до 80» - гордо отвечает второй. « А я по-прежнему, стабильно – 5! Спасибо спорту.» - парирует первый. При этом оба весят одинаково. Как такое может быть? Очень просто. Друзья называли вес, принимая за единицу веса разные величины. Бывший толстяк – килограммы. Спортсмен – пуды. Точно так же длину улицы можно выразить метрами, футами, аршинами и парсеками. И каждый раз будут разные числа. А Незнайка и его друзья наверняка о таких величинах и не слышали. Им удобнее длину измерять в сантиках, силу в форсиках, время в таймиках, а ускорение в аксиках. Вот такая у них система единиц. И наше ускорение свободного падения 9,8 м/с2 в их системе – это 258 аксиков. Я точно знаю.
Итак: меняется система единиц – меняется число, выражающее одну и ту же размерную величину. Но что важно – законы Ньютона и Гука будут выполняться в любой такой системе. И движение воды, текущей по нашим трубам или по Незнайкиным, сделанным из наших трубочек от капельниц, будет подчиняться одним и тем же уравнениям. Потому что всё это – законы Природы, а у неё нет ни единиц измерения, ни систем всяких…Это мы всё напридумывали.
Всякое уравнение потому и уравнение, что уравнивает левую и правую части. Не только числа, но и размерности. Ну нельзя приравнивать пять литров в секунду пяти крокодилам, даже если тех и других – пять! А уж коли на Земле существуют разные системы единиц и разные размерности, то почему бы не ввести вместо размерности длины – просто L? Что это – спросите вы? Не знаю. Может, метры. А, может – дюймы. Но уж точно - то, что можно измерить линейкой. Вместо размерности времени введём Т. Для размерности массы подыщем значок - М. Для силы – F. Для мощности – N. Очевидно, что размерность скорости будет выражаться так:
Квадратными скобками принято обозначать размерность физической величины.
Заметили? Размерность скорости зависит от размерностей длины и времени. Она так и называется – зависимая размерность. А размерности массы, времени и модуля Юнга - независимые. Их друг через дружку не выразишь.
Среди величин, описывающих Природу, есть такие, которые не измеряются ни в чём. Просто число, без размерности. Например – коэффициент трения. Или число число пи . Или угол.
Стоп! – скажете вы. Даже распоследний неуч знает, что углы измеряются в градусах! Конечно – отвечаю я. Или в радианах. Или в энгликах – в Незнайкиной стране. Но что такое, к примеру, радиан? Это отношение длины дуги окружности к её радиусу. То есть
Размерность угла
Как видим, при определении размерности угла получилось просто число, единицы измерения пропали. Это и означает, что угол – вещь безразмерная. Сколько лупу к нему ни прикладывай – угол не увеличится. Градусы и секунды – это опять наши придумки, чтоб легче друг друга понимать. Важно лишь усвоить, что в силу своей безразмерности коэффициент трения шины по сухому асфальту и в нашей, и в Незнайкиной стране будет выражаться одним и тем же числом 0,5…0,7 – в отличие от размерных величин, например, ускорения (см. выше). И угол, который мы называем пи/6 рад , у них тоже будет тем же самым углом, и синус его у них тоже равен 0,5.
А теперь – первый постулат анализа размерностей.
Всякую размерную величину можно представить в виде
Основная формула размерности
где: a, b, c, d, e – какие-то физические размерные величины,
Показатели степени - показатели степени,
С – какой-то безразмерный коэффициент.
Поясним примером.

Мне доподлинно известно, что перед полётом на Луну коротышки из Цветочного города под руководством Знайки проводили эксперимент по выяснению времени падения тела с той или иной высоты. Незнайка бросает камень При этом Знайка предположил, что время падения может зависеть от массы тела, высоты и ускорения свободного падения, которое отражает притяжение Земли или Луны. Эту догадку он записал так:
Время падения (1)
где: t - время падения,
С- неизвестная пока безразмерная константа,
m – масса тела,
h – высота падения,
g – ускорение свободного падения.
Очевидно, размерности слева и справа должны совпадать. Выпишем их:
Размерности
Подставим в формулу (1):
Равенство размерностей означает равенство показателей степеней у одноимённых величин. А теперь посмотрим, что есть слева и справа.
Показатель у T слева равен 1. А справа -2gamma . Значит,

Размерности M слева вообще нет. Это значит, что она как бы там…но с показателем степени =0. А справа её показатель альфа . Итак:
.

Аналогично для L получим:
.

Из полученных равенств имеем:

Подставим в формулу (1):

А теперь вдумаемся: что же мы получили? Фонтан выводов! Во-первых, выяснили, что от массы время падения не зависит. Во-вторых, не написав ни одного дифференциального уравнения, как того требует динамика, получили вполне приличную формулу. Даже не зная, что такое С, уже можно видеть, что при увеличении h в 4 раза, время падения увеличится только в 2 раза. И если на Луне величина g в 6 раз меньше, чем на Земле, то падение будет длиться в , то есть в 2,45 раза дольше. Ай да Знайка!
Задача 7.2.1 А что скажете, уважаемые коллеги – конструкторы, по поводу скорости падения на Луне? Если g там в 6 раз меньше, то с какой скоростью упадёт отвалившаяся лебёдка с плохо рассчитанной буровой вышки?
И, наконец, как быть с неизвестной безразмерной величиной С? Да очень просто. Провести всего один-единственный опыт! В наших, Земных, условиях! Взять камень любой массы, скинуть с любой высоты и измерить время. Не забыть при этом, что - мы же в наших условиях опыт проводим, а не в Незнайкиных. Очевидно, из формулы (2) следует:

Догадываетесь, какое число получим? Да-да, те самые 1,41, то есть , которые чётко выдает теоретическая механика, если она не забыта. То есть окончательно формула будет выглядеть так:

Ну, разве не здорово? Никаких теормехов – сопроматов, никаких дифференциалов – функционалов, всего лишь несколько несложных рассуждений и один эксперимент – и задача решена!
А теперь новость печальная. Анализ размерностей сам по себе, без дополнительных опытов или математических выкладок, не позволяет определить величину С. Кроме того, если в число определяющих величин кроме размерных входят и безразмерные – тоже дело «труба». Создать формулу с применением таких величин этот аппарат не сможет. Ну разве что самую простенькую, типа (2), да и то после дополнительных рассуждений. И также не сможет соорудить зависимость, где используется разность или сумма. У Знайки были большие трудности при проектировании воздушного шара, так как подъемная сила зависела от разности плотностей воздуха и гелия (или водорода?). Но эксперимент и тут его выручил.
Еще раз взглянем на формулу (3). Помните, что С – это безразмерная величина? И получена из размерных! И равна она 1,41 как у маленьких человечков, так и у нас, и на Луне! Вот такие безразмерные комбинации размерных величин называются критериями подобия. Такие критерии для некоторых физических процессов уже давно найдены. Например, критерий (число) Рейнольдса, критерий Фруда и др. И если мы хотим на модели изучить явление, которое надо воплотить в промышленных масштабах, то надо найти критерии подобия для этого явления и обеспечить равенство одноимённых критериев на модели и на натуре. В этот – суть теории подобия. В нашем случае это будет выглядеть так:
где индексы m и n соответствуют модели и натуре. Заметьте: для подобия нам не нужно знать точное выражение времени падения. Можно сразу приступать к эксперименту. Достаточно всего один раз бросить камень в Земных условиях, и из формулы (5) тут же высчитывается время падения на Луне, причем для любой высоты.
Именно равенство критериев подобия, а не простое пропорциональное уменьшение всех размеров (геометрическое подобие), делает физическое явление на модели подобным тому же на натурном объекте. Для правильных выводов о том, что будет происходить в реальных условиях, иногда приходится исхитряться. Бывает, что все параметры критерия подобия на модели уже до предела изменены, а он всё еще не равен натурному критерию. Но в критерий входит . Как в Земных условиях изменить ускорение свободного падения? Прибегают к центрифуге.
Воду заменяют маслом или шампунем - манипулируя вязкостью и плотностью, воздух - водой. Обеспечить равенство критериев подобия - не всегда простая задача.
Решение задачи 7.1.2
Конечно, разобранный пример примитивен. И всё прошло так гладко потому, что количество физических параметров, определяющих суть явления, оказалось мало. У нас их было три: m (оказалась не нужна), g, h. И основных размерностей, которые используются в механике – тоже три: L, M, T. Если определяющих величин становится больше – задачка усложняется. Но не становится неразрешимой. В частности, можно попытаться ввести векторные размерности: Можно ввести две массы: меру инерции и количество вещества . Есть и другие приёмы. В теории подобия рассматриваются принципы создания критериев, в том числе из точного математического описания процесса, четко определяется их количество, рассматриваются возможности неполного подобия.
Я не ставил целью обучение планированию эксперимента. Это особая наука. Мне хотелось показать один из способов, помогающих конструктору решать задачи даже в тех областях, где наука пока слаба или явление непонятно. Попозже я покажу на этом сайте, как с помощью моделирования можно определить прогиб перекрытия, то есть решить одну из задач, точное математическое описание которых есть далеко не во всех справочниках. А даже если и есть, то двойные и тройные интегралы… оно вам надо?
Конечно, современные расчётные программы, основанные на методе конечных элементов, - это мощный прорыв в решении проектно-конструкторских проблем. И статически неопределимые задачи в металлоконструкциях, и теплоперенос, и аэродинамика, и колебания – многое становится им под силу. Но… грамотное применение таких программ требует до-о-олгого их изучения, о точности таких решений можно долго спорить, а значения многочисленных коэффициентов, требуемых для такого решения, имеют колоссальный разброс и часто берутся из опыта. А уж если проводить опыт, то не проще ли весь…?
Незнайка задумался
В начало страницы
(в Опере не всегда работает)
Hosted by uCoz